Филиал
ФАУ МО РФ
ЦСКА
(г. Севастополь)
SevCSKA.ru

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СПОРТИВНЫЙ КЛУБ АРМИИ»


Первый морской яхт-клуб России

историческая справка


Исторические фотографии яхт-клуба

Фотографии яхты «Орион»


Во второй половине XIX века в России, восстанавливавшийся после Крымской войны, происходило активное развитие парусного спорта. Существующие и вновь зарождающиеся яхт-клубы и парусные сообщества вносили в то время свою лепту в выработку стройных правил для плавания, заключающих в себе вместе с техническими правилами также и этику любительского мореплавания.



Исключением не стал и Севастополь. Здесь к 1886 году образовалась инициативная группа, которая поставила себе целью учредить яхт-клуб, развивать парусное и шлюпочное дело, организовывать гонки и прогулки под парусом.



Господину Главному командиру
Черноморского флота и портов


Уполномоченные собрания основателей Севастопольского яхт-клуба, жители г. Севастополя контр-адмирал Манто, князь Оболенский, инженер подполковник Еранцев, капитан 2 ранга Балк, капитан Арцеулов и другие во прошение поданом Севастопольскому Градоначальнику, просят его ходатайства о разрешении учредить в Севастополе яхт-клуб, на основаниях, изложенном в представленном ими проекта Устава.

Находя со своей стороны весьма полезным и желательным открытие означенного яхт-клуба в Севастополе в видах привлечения жителей к плаванию на гребных, парусных и паровых судах и улучшению их постройки…



У истоков Севастопольского яхт-клуба стояли известные люди. В числе первых парусных спортсменов называют контр-адмирала Ивана Матвеевича Манто и его сына Матвея Ивановича Манто – командира Балаклавского Греческого батальона, командира Севастопольского порта контр-адмирала Михаила Николаевича Кумани, князя Владимира Андреевича Оболенского, а также командиров кораблей - капитана 2 ранга Александра Орестовича Балка и Михаила Фёдоровича Фон Шульца. Первым командором яхт-клуба был начальник штаба Черноморского флота контр-адмирал Модест Дмитриевич Новиков.




Как видно, костяк будущего яхт-клуба был создан из очень влиятельных людей Севастополя и Черноморского флота. Вот почему организационные и юридические вопросы решались относительно быстро и были утверждены без проволочек на самом высоком государственном уровне.


9 апреля 1886 года после получения разрешения от губернатора и Главного Морского штаба России Севастопольский яхт-клуб формально начал свою деятельность. Но официальной точкой отсчета историки считают все же другую дату – 11 июня 1886 года. В этот день приказом по Морскому штабу за подписью Морского Министра флота России генерал-адмирала Великого князя Алексея Александровича были приняты Устав, флаг и вымпел клуба.


Кормовой флаг Севастопольского
яхт-клуба образца 1886

Брейд-вымпел командора

Изначально штаб – квартира яхт-клуба была построена между Николаевским мыском и Артиллерийской бухтой, так как самое удобное место для базирования (где в настоящее время находится здание управления филиала ФАУ МО РФ ЦСКА (г. Севастополь) оказалось отданным под городской театр. Строительство клуба началось сразу же после его учреждения. Здание было построено в популярном в то время мавританском стиле. Предполагается, что окончательно строительство здания было закончено к 1890 году. Сами же яхты стояли у городского театра ближе к Южной бухте.


План Приморского бульвара (начала XX века)


Здание яхт-клуба со стороны Николаевского мыска


Здание яхт-клуба со стороны Приморского бульвара


В 1894 году яхт-клуб попал под покровительство морского министра России Его Императорского Высочества генерал-адмирала Великого князя Алексея Александровича.


Великий князь Алексей Александрович



К концу 1894 года в Севастопольском яхт-клубе числилось около 80 человек. Среди них в качестве почетных членов были выдающийся русский путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай и живописец Иван Константинович Айвазовский.

В этом же году лучшими яхтами клуба считались «Надежда» (А.Г. Кузнецов), «Василек» (А.И. Млинарич) и «Мечта» (Д.Н. Грипари).


Миклухо-Маклай Н.Н.


Айвазовский И.К.


Тендер Мечта


С первого дня образования Севастопольский яхт-клуб притягивал к себе не только зажиточных и деловых членов общества, но и интересных, увлекающихся морем людей. Парусный спорт, шлюпка и байдарка, несмотря на относительную дороговизну и кажущуюся «элитность», фактически оказались доступными для многих граждан, в том числе среднего по доходам класса. И эта увлеченность морем объединила под одной крышей военных и гражданских моряков, инженеров, исследователей, специалистов в технических и гуманитарных областях. Такое общение, безусловно, давало огромную пользу городу и флоту.


Вид с Корабельной стороны на берег Южной бухты

Недаром одним из пунктов Устава организации гласил: «…клуб имеет целью развитие парового и парусного спорта, содействуя улучшению морских качеств судов и их постройки. Устраивая гонки, клуб поощряет и дает субсидии достойным конструкторам, строителям и издателям книг, карт, чертежей. Он устраивает беседы, сообщения, выставки, касающиеся исключительно морского спорта».


Парусный спорт в то время включал в себя систему «вспомогательных средств» обучения. В одном из документов клуба эти средства выглядели следующим образом: «…изучение всякого рода гимнастических упражнений и, между прочим, плавания, катания на колясках, стрельбы в цель, фехтования…» Как свидетельствует документ, всеми этими навыками, развивавшими личность, можно было заняться, освоить их в совершенстве.




К началу навигации 1889 года яхт-клуб имел уже около 30 парусных судов. Началась активная деятельность клуба. Ежегодно проводились дальние спортивные плавания в Одессу, к Кавказскому побережью, в Варнаву, Стамбул.

Следует отметить, что яхт-клуб придавал большое значение и гребным судам. Гонки проводились на 4-х, 6-ти, 8-ми весельных шлюпках, на одиночных гичках и других судах в Севастопольской бухте с большим количеством зрителей. В гонках обязательно принимали участие шлюпки кораблей Черноморской эскадры.

Победителям вручали такие призы, как серебряные часы, морские зрительные трубы, серебряные боцманские дудки. Фамилии победителей вывешивались на почетной доске в кают-компании яхт-клуба.

2 июня 1902 года яхт-клуб посетил Российский Император Николай II, о чем свидетельствует запись в вахтенном журнале яхт-клуба.


В начале XX века общественную жизнь страны и Севастополя лихорадило. Мятежи и бунты на Черноморском флоте 1905 года и Первая мировая война, начавшаяся в 1914 году, не могли не повлиять на парусный спорт. В конечном итоге, уже в годы Гражданской войны и еще какое-то время после нее Севастопольский яхт-клуб, а вместе с ним и парусный спорт в Севастополе исчезают.


Вооруженное восстание на крейсере «Очаков»
15 ноября 1905 г.
Художник Л.Е. Мучник (авторское повторение)


И только в 1922 году огоньки возрождающегося спорта в Севастополе начинают разгораться в клубе «Водник» им. А. Марти, который был сформирован на базе бывшего Севастопольского яхт-клуба. Спортивный клуб объединил молодежь города и, теперь уже возрождающегося, советского Черноморского флота.


Флаг ВМФ СССР (1923–1935)


Моряки Черноморского флота в повседневной жизни, 1930-е гг.

В связи с общей реорганизацией руководства физической культуры и спорта в Советской России во многие клубы и морские отряды пришло большое пополнение. Силами именно этого пополнения были приведены в порядок плавсредства, ранее принадлежавшие Севастопольскому яхт-клубу, которые и составили учебную базу для спортсменов-парусников.


В начале 30-х годов XX века по проекту архитектора М.М. Долгополова на Николаевском мыске появился комплекс, который назвали Водной станцией «Динамо».


Процесс строительства спортивного комплекса водной станции «Динамо»


В 1936 году комплекс был выкуплен наркоматом ВМФ. Первым начальником спортивной базы стал Михаил Раскин. В то же время в городском клубе закрывается морская секция «Водник», и практически все спортсмены переходят во флотский яхт-клуб. Яхт-клуб стал самостоятельной организацией, хотя базировался на территории Водной станции «Динамо».


Водная станция «Динамо»
1936 г.


В годы Великой Отечественной войны большая часть яхт спортклуба Черноморского флота была захвачена немцами или уничтожена. Почти все яхтсмены были призваны на фронт или направлены в морскую пехоту. Воины-спортсмены достойно воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Олег Максимов, Зинаида Уварова, Анна Патронова, Борис Лалыко – вот только некоторые имена тех спортсменов, которые бесстрашно сражались в борьбе с фашистскими захватчиками.


Слева направо: боцман яхт-клуба Осип Емельянович Безродный, Александр и Анна Патроновы, яхтсмен Петрашов



Патронов Александр Иванович
Участник обороны и освобождения Севастополя.
Несколько лет трудился старшим тренером яхт-клуба

Патронова Анна Спиридоновна
Участница обороны Севастополя и штурма Берлина в бригаде морской пехоты Активная спортсменка, рулевая 1 класса. Чемпионка КЧФ.

Ктиторов Григорий Тимофеевич
В годы войны участвовал в операциях против фашистов. Ветеран парусного спорта. Дважды Чемпион СССР. Участник Олимпийских игр в Хельсинки.

Уварова Зинаида Николаевна
Участвовала в обороне Севастополя в 76 бригаде морской пехоты. В 1е6 лет окончила училище и стала механиком – водителем танка «Т-34». Водила танк на врага. В бою ранена. Активная спортсменка клуба. Чемпионка КЧФ.

Благодаря вниманию руководства страны буквально через год после войны яхт-клуб начал активно возрождаться. Массовые мероприятия на воде планировались в масштабах города и флота и представляли по важности событие №1. Довольно быстро были восстановлены яхты и шлюпки, что позволило тренироваться в свободное от службы время сотням моряков.


Праздник на Водной станции «Динамо» в День Военно-морского флота
Севастополь, 1958 г.



По причине быстрого развития водного спорта в Севастополе уже в начале 50-х годов яхт-клубу стало тесно на Водной станции «Динамо». Руководством Черноморского флота было принято решение перевести яхт-клуб в Александровскую бухту, прямо напротив знаменитой Константиновской батареи. К 1955 году артиллерийская батарея №625, состоявшая из шести 85-мм орудий, на этом месте была разоружена, боезапас вывезен, и освободившиеся казематы могли быть использованы под складские помещения. В 1957 году яхт-клуб перебрался на более спокойные по сравнению с Водной станцией территории, включая и подземные батарейные строения.



Большое развитие в послевоенные годы получил гребно-парусный спорт. Подготовка шлюпочных команд носила массовый характер. Физическая подготовка моряков проверялась в дальних шлюпочных походах, когда гребцы преодолевали сотни километров. В 1951 году состоялся первый чемпионат Советского Союза по гребле на шестивесельных ялах. Победу одержали моряки Краснознаменного линкора «Севастополь». На всех чемпионатах СССР по гребле на ялах до 1986 года было завоевано 140 золотых, 63 серебряных и 28 бронзовых медалей. 143 спортсмена удостоены звания «Мастер спорта СССР».



В начале 60-х годов в яхт-клубе Черноморского флота начинает активно развиваться водно-моторный спорт. У истоков Севастопольского водно-моторного спорта стоял Евгений Анатольевич Ковалев. Вскоре благодаря упорству и настоящей преданности данному виду спорта спортсмены-черноморцы становятся участниками и победителями не только всесоюзных но и зарубежных соревнований.


Ковалев Е.А.




«Золотыми» годами паруса стали времена успешных выступлений Михаила Неделько и Григория Ктиторова, которые первыми из севастопольских яхтсменов пробились на Олимпийские игры в Хельсинки; Григория Ктиторова, Валентины Замотайкиной и Валентины Николиной, которые также отобрались на Олимпиаду, но уже в Мельбурне; и, конечно же, Валентина Манкина – трехкратного олимпийского чемпиона (в 1968 году в классе «Финн», в 1972 году в классе «Темпест», в 1980 году в классе «Звездный»).


Манкин В.Г.


Всего с 1951 года в Севастопольском яхт-клубе воспитали 20 мастеров спорта международного класса и 402 мастеров спорта, из них:

- Гребля на ялах – 11 МСМК и 332 МС;

- Водно-моторный спорт – 4 МСМК и 18 МС;

- Парусный спорт – 2 МСМК и 42 МС;

- Гребля на байдарках и каноэ – 2 МСМК и 6 МС;

- Водно-лыжный спорт – 1 МСМК и 4 МС.





В 1983 году на базе 57 яхт-клуба Черноморского флота, с целью развития детско-юношеского спорта в г. Севастополе, подготовки спортивного резерва сборных команд, привития интереса детей и подростков к водным видам спорта, была создана детско-юношеская спортивная школа. В 1985 году школе был присвоен статус СДЮСШОР по парусному спорту.

За 30-летний период работы школы подготовлено более 400 мастеров спорта, 86 мастеров спорта международного класса, завоевано большое количество медалей различного достоинства на международных, всесоюзных соревнованиях, чемпионатах и кубках СССР, России.

В августе 2014 года воспитанник школы Максим Токарев стал серебряным призером юношеских Олимпийских Игр в Пекине.

В этой школе начинали спортивную деятельность:

- Тимохов Сергей, парусный спорт, заслуженный мастер спорта, чемпион мира, Европы, участник Олимпийских Игр 2000 г. в Сиднее в классе яхт «Солинг»;

- Матевушева Светлана, парусный спорт, заслуженный мастер спорта, серебряный призер Олимпийских Игр 2004 г., в Афинах в классе яхт «Инглинг»;

- Токарев Алексей, парусный спорт, мастер спорта СССР, участник Олимпийских Игр 2008 г. в Пекине в классе парусная доска «RS:X»;

- Борисов Алексей, парусный спорт, мастер спорта международного класса, участник Олимпийских Игр 2012 г. в Лондоне, чемпион Европы в классе яхт «Финн»;

- Токарев Максим, парусный спорт, мастер спорта РФ, серебряный призер юношеских Олимпийских Игр 2014 г. в Пекине в классе парусная доска «RS:X», победитель и призер международных и всероссийских регат, неоднократный победитель и призер чемпионатов и первенств России, спартакиад. Член сборной команды РФ, член спортивной команды ФАУ МО РФ ЦСКА.
Продолжают плеяду высоких достижений:

- Латынина Арина, парусный спорт, член молодежной сборной России 2017, 2018 года, член сборной команды города Севастополя, серебряный призер юношеского чемпионата Европы в классе яхт «Зум 8», победитель первенства России 2016 года. В 2017 году чемпионка Европы и серебряный призер чемпионата Мира в классе яхт «Зум 8», победитель первенства России в этом классе яхт, бронзовый призер Кубка России в олимпийских классах яхт 2018 года, победитель чемпионата Южного федерального округа в классе «470» 2019 года, участница чемпионата и первенства России 2019 года.

- Федорова Марина, парусный спорт, член молодежной сборной России 2018 года, член сборной команды города Севастополя, серебряный призер первенства России в классе яхт «Зум 8» 2018 года, участница чемпионата и первенства России 2019 года в классе «Лазер-радиал».

- Петрова Марина, парусный спорт, член сборной команды города Севастополя, участница первенства мира и Европы 2018, 2019 года в классе «Зум 8», участница первенства России 2018, 2019 года в классе «Зум 8» и «Лазер 4.7».

- Ковбасюк Иван, парусный спорт, КМС, член сборной команды города Севастополя, участник первенства Мира и Европы 2018 года, бронзовый призер Первенства России 2018 года, серебряный призер спартакиады учащихся и первенства России 2019 года, победитель Южного федерального округа 2019 года, призер всероссийских соревнований 2018, 2019 года в классе парусная доска «Техно».

- Кривошлыкова Лариса, парусный спорт, КМС, член молодежной сборной команды России 2019 года, член сборной команды города Севастополя, 4 место на первенстве России 2018 года, участница первенства мира 2019 года, участница чемпионата и первенства России 2019 года, призер всероссийских соревнований 2018 года в классе парусная доска «RS:X». В настоящее время тренер спортивной школы.
После распада СССР, несмотря на финансовые, экономические и политические трудности, приверженцам парусного спорта в Севастополе с успехом удавалось организовывать тренировочный процесс по подготовке спортсменов, а также проводить всевозможные спортивные мероприятия и походы под парусами.

Спортсмены яхт-клуба постоянно участвовали в чемпионатах России и достигли следующих результатов: старший матрос к/с Малышева О. – десятикратная победительница чемпионата России в классе «Парусная доска», водно-моторник Березин С.– шестикратный чемпион России. 66 спортсменов удостоены звания «Чемпион России», 11 из них мастера спорта международного класса России.

В 2010 году на основании директивы Министра обороны Российской Федерации 57 яхт-клуб был расформирован и с декабря 2010 года как структурное подразделение влился в 175-й центр морской и физической подготовки Черноморского флота.

В 2013 году 175-й центр морской и физической подготовки Черноморского флота вошел в состав федерального автономного учреждения Министерства обороны Российской Федерации «Центральный спортивный клуб Армии».